Российские ученые открыли защищающий клетки от стресса белок в составе РНК
«РНК»
Фото: lenta.ru

Российские ученые открыли защищающий клетки от стресса белок в составе РНК

Открытие интересно тем, что белок найден в РНК, которая, как раньше считалось, не кодирует процесс его синтеза.

Группа российских ученых доказала, что рибонуклеиновая кислота (РНК) способна синтезировать защищающий клетки от стресса белок. В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в борьбе с онкозаболеваниями и поиске лекарств от старости, сообщила во вторник пресс-служба МГУ имени М. В. Ломоносова.

"Оказалось, теломеразная РНК кодирует белок, помогающий клеткам человека сопротивляться стрессу <...> Открытие нового белка интересно именно тем, что он найден в РНК, которая раньше считалась некодирующей [процесс синтеза белка]. Ее очень активно исследуют как компонент теломеразы [фермент, добавляющий особые повторяющиеся последовательности ДНК]", - цитирует пресс-служба одного из авторов исследования, доцента химического факультета МГУ Марию Рубцову.

Исследования, посвященные старению и омоложению организма, тесно связаны с пониманием механизма клеточного деления и способности клеток противостоять стрессам, вызываемым, к примеру, различными видами излучения, токсинами или недостаточным питанием клетки. Большинство клеток способно делиться только ограниченное число раз, поскольку ДНК с каждым делением теряет повторяющиеся участки - теломеры. Как только их число становится критически малым, дальнейшее деление становится невозможным, а клетка погибает.

При этом эмбриональные, стволовые и раковые клетки способны делиться практически неограниченное количество раз за счет особого фермента - теломеразы, которая достраивает теломеры на концах ДНК, увеличивая количество циклов деления. До недавнего времени считалось, что теломеразная РНК, входящая в состав фермента, не участвует в синтезе белка в клетке.

"Мы открыли, что [теломеразная РНК] может иметь и другую функцию, если находится не в ядре клетки, а в ее цитоплазме. Изучение всех свойств теломеразы может приблизить ученых к созданию "эликсира молодости" и содействовать в борьбе с раковыми заболеваниями", - уточняется в сообщении пресс-службы.