Физики показали пучок мощнейшего лазера на свободных электронах XFEL
Фото: XFEL

Физики показали пучок мощнейшего лазера на свободных электронах XFEL

Опубликованы первые фотографии пучка рентгеновского излучения установки XFEL — международного сверхмощного рентгеновского лазера на свободных электронах в Гамбурге, который построен с участием России. Об этом сообщается на сайте проекта.

Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL) представляет собой установку длиной около 3,4 километра, которая расположена в системе подземных тоннелей в окрестностях Гамбурга и предназначена для получения фемтосекундных рентгеновских импульсов высокой интенсивности. Строительство установки заняло почти 8 лет, в проекте на сегодняшний день участвуют 12 стран. Общая стоимость создания лазера оценивается в 1,22 миллиарда евро (по ценам 2005 года), основной вклад внесли Германия и Россия (58 и 27 процентов от общего объема расходов соответственно). Первый пучок рентгеновского излучения был получен на XFEL весной 2017 года, а в сентябре 2017 года состоялся его официальный запуск. По средней светимости этот лазер примерно на четыре порядка превосходит синхротрон, а по максимальной светимости — на девять порядков, на сегодняшний день XFEL является мощнейшим в мире источником рентгеновского излучения.

XFEL

На опубликованных снимках путь пучка рентгеновского излучения выглядит как тонкая синяя полоса, толщиной один миллиметр, которая образована свечением возбужденных молекул азота. Из-за относительно слабого свечения фотографии были сделаны в полной темноте, а время экспозиции составило 90 секунд. Съемка велась внутри экспериментальной камеры FXE (Femtosecond X-Ray Experiments).