В Арктике обнаружены отпечатки теплолюбивых ископаемых растений
«Лист платана»
Фото: ИНГГ СО РАН

В Арктике обнаружены отпечатки теплолюбивых ископаемых растений

Чтобы по-новому взглянуть на древний климат и его изменения, нужно точнее определить возраст пород, содержащих уникальные находки, и понять, почему растительность такого типа была распространена в столь высоких широтах.

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН нашли на острове Сардах четкие отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии. Находка уникальна и стала большой неожиданностью, поскольку в наши дни широколистные платаны растут только в теплых широтах – в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Северной Америке.

– До этого в отложениях разреза острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя кандидат геолого-минералогических наук Ирина Хазина. – Отпечатки листьев широколиственных деревьев в данном регионе еще никто не обнаруживал – это действительно уникальная находка.

Местонахождения ископаемых теплолюбивых флор в Арктике известны из отложений более древнего палеоцен-эоценового возраста (около 65-55 млн. лет назад), когда климат на нашей планете был благоприятным настолько, что даже на территории севера современной Якутии произрастали субтропические леса с пальмами и секвойями. Однако в более молодых отложениях в евразийской части, так далеко за Полярным кругом, отпечатки листовых флор не находили. До сих пор они описаны только из неогена Дании, Великобритании, Исландии, Аляски, о. Бэнкс (Канадский арктический архипелаг). Обнаруженная специалистами ИНГГ СО РАН листовая флора имеет возраст 23-11,6 млн лет. Отпечаток листа платана – важное доказательство того, что в Арктике произрастали широколиственные леса, а значит, было тепло и влажно. Об этом говорят и другие образцы ископаемой флоры – листья бука, ольхи и ивы. Еще более удивительной находкой ученые называют плод магнолии – так далеко на севере это растение еще никто не обнаруживал.

– Чтобы по-новому взглянуть на древний климат и его изменения, нужно точнее определить возраст пород, содержащих уникальные находки, и понять, почему растительность такого типа была распространена в столь высоких широтах, – утверждает научный сотрудник лаборатории микропалеонтологии, кандидат геолого-минералогических наук Леонид Хазин. – Считается, что в те времена материки уже занимали положение, близкое к современному.

Для того чтобы определить виды обнаруженных растений с максимальной точностью, к работам привлекут сотрудников Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, а также коллег из Санкт-Петербурга и Владивостока, которые занимаются ископаемыми флорами.